На Руси
святки всегда считались самым большим, шумным и веселым праздником. Они
охватывают период времени от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня
(19 января).
Кроме танцев
, песен и гаданий любимым развлечением на посиделках в дни святок являлись так называемые игрища. Как правило, их затевали деревенские парни, желая развлечь таким образом девушек (хотя, как мы увидим, многие такие игрища поражают стороннего наблюдателя откровенным цинизмом). Следует отметить, что добрая половина этих игрищ сама по себе не имеет к христианству никакого отношения. Почти все они восходят к язычеству, которое так и не смогло победить христианство в течение многих веков.
, песен и гаданий любимым развлечением на посиделках в дни святок являлись так называемые игрища. Как правило, их затевали деревенские парни, желая развлечь таким образом девушек (хотя, как мы увидим, многие такие игрища поражают стороннего наблюдателя откровенным цинизмом). Следует отметить, что добрая половина этих игрищ сама по себе не имеет к христианству никакого отношения. Почти все они восходят к язычеству, которое так и не смогло победить христианство в течение многих веков.
Приведем примеры некоторых из таких
игр:
1) Игра в кобылы
Собравшись в
какую-нибудь избу на беседу, парни устанавливают девушек попарно и, приказав им
изображать кобыл, поют хором:
Кони
мои, кони,
Кони
вороные…
Затем один
из ребят, изображающий хозяина табуна, кричит: «Кобылы, славные кобылы!
Покупай, ребята!» – покупатель является, выбирает одну девушку, осматривает ее,
как осматривают на ярмарке лошадь, и говорит, что он хотел бы ее купить. Дальше
идет торговля, полная непристойных жестов и неприличных песен. Купленная
«кобыла» целуется с покупателем и садится с ним. Затем, с теми же жестами и
песнями происходит переторжка, после чего начинается ковка кобыл. Один из
парней зажигает лучину (т.е. горн),
другой раздувает его (мехи), третий колотит по пяткам (кузнец), а покупатель держит
ноги «кобылы» на своих, чтобы она не ушла.
2) Игра в
блины
Эта игра
состоит в том, что один из парней берет хлебную лопату или широкий обрезок
доски, а другой поочередно выводит девушек на середину избы и, держа, за руки,
поворачивает их спиной к первому парню, который со всего плеча дует их по
нижней части спины. Это и называется «печь блины».
3) Игра в
быка
Парень,
наряженный быком, держит в руках под покрывалом большой глиняный горшок с
приделанными к нему настоящими рогами быка. Интерес игры состоит в том, чтобы
бодать девок, причем бодать так, чтобы было не только больно, но и стыдно. Как
водится, девки поднимают крик и визг, после чего быка «убивают»: один из парней
бьет поленом по горшку, горшок разлетается, бык падает и его уносят. Кстати,
иногда эта «игра» по-настоящему заканчивалась смертью «быка» или его увечьем.
4) Игра в
гуся
«Гусь»
приходит тоже под покрывалом, из-под которого виднеется длинная шея и клюв.
Клювом гусь клюет девок по голове (иногда очень больно), и в этом состоит все
его назначение.
5) Игра в
лошадь
Над лошадью
ребятам приходилось потрудиться, чтобы приготовить ей сверху покрывала голову,
похожую на лошадиную. Но смысл игры тот же: лошадь должна лягать девок.
6) Игра в
кузнеца
Это более
сложная игра, напоминающая деревенскую комедию. В избу, нанятую для беседы,
вваливается толпа парней с вымазанными сажей лицами и с подвешенными седыми
бородами. Впереди всех выступает главный герой – кузнец. Из одежды на нем
только портки, а верхняя голая часть туловища разукрашена симметрично
расположенными кружками, изображающими собой пуговицы. В руках у кузнеца –
большой деревянный молот. За кузнецом вносят высокую скамейку, покрытую
широким, спускающимся до земли, пологом, под которым прячется человек
пять-шесть ребятишек. Кузнец расхаживает по избе, хвастает, что может сделать
все, что угодно: замки, ножи, топоры, ухваты и, сверх того, умеет «старых на
молодых переделывать». – «Не хочешь ли я тебя на молодую переделаю?» - обращается
он к какой-нибудь девице не первой молодости. Та, разумеется, конфузится и не
соглашается. Тогда кузнец приказывает одному из ряженых стариков: «Ну-ка ты,
старый черт, полезай под наковальню, я тебя перекую». – Старик прячется под
пологом, а кузнец бьет молотом по скамейке и из-под полога выскакивает
подросток. Интерес игры состоит в том, чтобы при каждом ударе у кузнеца
сваливались портки и он оставался совершенно обнаженным. Когда всех стариков
перекуют на молодых, кузнец обращается к девушкам, спрашивая у каждой: «Тебе,
красавица, что сковать? Тебе, умница, что сковать?» - И каждая девица должна
что-нибудь заказать, а затем, выкупая приготовленный заказ, поцеловать кузнеца,
который старается при этом как можно больше вымазать ей физиономию сажей.
Все перечисленные игры (как видно,
многие из них довольно циничны и унижают чувство достоинства молодой девушки,
будущей женщины), при всей своей грубости и жестокости, все-таки не заключают в
себе ровно ничего такого, что оскорбляло бы религиозное чувство человека и что,
так или иначе, связывалось бы с христианскими верованиями и обычаями. Но, к сожалению,
существует целая группа других игр, которые окрашены не только цинизмом, но и
содержат в себе элемент несомненного кощунства. Такова, например, игра в
покойника (местные названия «умрун», «смерть» и т.д. Состоит она в том, что
ребята уговаривают самого простоватого парня или мужика быть покойником, потом
наряжают его во все белое, натирают овсяной мукой лицо, вставляют в рот длинные
зубы из брюквы, чтобы страшнее казался, и кладут на скамейку или в гроб,
предварительно накрепко привязав веревками, чтобы, в случае чего, он не упал
или не убежал. «Покойника» вносят в избу на посиделки четыре человека, сзади
идет «поп» в рогожной ризе, в камилавке из синей сахарной бумаги, с кадилом в
виде глиняного горшка или рукомойника, в котором дымятся угли, сухой мох и
куриный помет. Рядом с «попом» выступает «дьячок» в кафтане, с косицей сзади,
потом «плакальщица» в темном сарафане и платочке и, наконец, толпа провожающих
покойника родственников, между которыми обязательно найдется мужчина в женском
платье, с корзиной шанег1 для
поминовения усопшего. Гроб с покойником ставят посреди избы и начинается
кощунственное отпевание, состоящее из самой отборной, что называется, брани,
которая прерывается только всхлипыванием плакальщицы да каждением «попа».
По окончании
отпевания, девок заставляют прощаться с покойником и насильно принуждают
целовать его открытый рот, набитый брюквенными зубами. Нечего и говорить, что
один вид покойника производит на девушек удручающее впечатление: многие из них
плачут, а наиболее молоденькие, случается, даже заболевают после этой игры.
Кончается игра тем, что часть парней уносит покойника хоронить, а другая часть
остается в избе и устраивает поминки, состоящие в том, что мужчина, наряженный
девкой, оделяет девиц из своей корзины так называемыми «шаньгами» - кусками
мерзлого конского помета.
В некоторых
случаях эта игра варьируется таким образом, что покойника, обернутого в саван,
носят по домам, спрашивая у хозяев: «На вашей могиле покойника нашли – не ваш
ли прадедка?» Находящиеся в избе, разумеется, приходят в ужас. Были даже
случаи, когда маленькие ребятишки падали в обморок и долго после этого бредили.
Многие
игры молодежи того времени рисуют
святочные развлечения нашего народа с отрицательной стороны (как «Игра в
покойника»). Но было, разумеется много игр совершенно невинных, характеризующих
лишь наивность и простоту деревенских нравов. Из таких игр можно указать для
образца, например, игру в голосянку.
Суть ее в
следующем. На посиделках какой-нибудь бойкий парень выходит на середину избы и
громким голосом произносит:
Ну,
давайте-ка, ребята,
Голосянку
тянуть.
Кто
не дотянет,
Того
за волосы-ы-ы-ы!..
И парень, а
за ним и все другие начинают тянуть это «ы» до бесконечности. Посторонние же
посетители (ребятишки и пожилые) всячески стараются рассмешить участвующих в
игре и тем заставить прервать звук «ы». «Эй, ты, Егорка, лопнешь! – кричат они
какому-нибудь парню, - смотри, как шары-то выпучил!» - Окрики эти
сопровождаются обыкновенно самым заразительным смехом, и потому Егорка, не
удержавшись, в конце концов расхохочется и прервет звук «ы». Тогда на него
наскакивает целая толпа и теребит за уши, за нос, за волосы. Азарт при этом
бывает так велик, что теребят даже не участвующие в игре.
Почти такой же азарт вызывает игра в молчанку.
Она состоит в том, что по команде все парни и девушки должны хранить самое
серьезное молчание, в то время как другие пытаются их рассмешить. Не выдержавшие молчания подвергаются
какой-нибудь условленной каре, например, съесть пригоршню угля, поцеловать
какую-нибудь старуху, бросить в рот горсть пепла и т.д.
С посиделок молодежь расходится далеко
за полночь. Но так как веселое настроение, поднятое танцами и играми, сразу не
проходит, то парни обычно не идут по домам спать, а продолжают шалости на улицах.
Самой излюбленной шалостью деревенской
молодежи было заваливанье ворот деревенским хламом: дровами, бревнами, сохами,
боронами. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так заваливали все
выходы их избы, что утром хозяева могли очутиться как в плену и нередко не
могли выбраться из хаты до самого вечера. Иногда, для большей потехи, парни взбирались
на крыши заваленных изб и выливали в трубу ведро воды, после чего хозяева, как
очумелые, носились по избе и звали на помощь.
Святки всегда считались праздником
молодежи по преимуществу, хотя и взрослое население в святочные дни никогда не
оставалось равнодушным к общему веселью, к тому приподнятому, несколько
торжественному настроению, которое свойственно всем большим праздником в
деревне. Но все-таки центром празднеств служила молодежь: ее веселые игры,
песни, посиделки и гадания всегда задавали тон общему веселью и скрашивали
унылую деревенскую зиму. В особенности большой интерес представляли святки для
девушек, ведь в их однообразную жизнь врывалась целая волна новых впечатлений,
и суровые деревенские будни сменялись широким привольем и целым рядом забав и
развлечений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий