Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 17 декабря 2011 г.

Формирование славянского язычества

Славя́нская мифоло́гия и рели́гия (славя́нское язы́чество) — совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. В данной статье рассматривается славянская мифология до принятия славянскими народами христианства, то есть примерно до 9-12вв с привлечением этнографических описаний славянских праздников и обрядов позднейших времён, вплоть до 21века.
По отношению к мифологии и религии славян употребление термина ЯЗЫЧЕСТВО вполне оправдано его славянской этимологией : слово «язык» означало, в том числе и «отдельный народ, племя». Нестор летописец, рассказывая об истории славян, придерживался мнения, что все славяне произошли от общности славянских племён: «Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю <…> От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, от мест на которых осели… И так разошёлся славянский язык…». Таким образом, слово «язычество» в ряде случаев используется не для описания политеизма как такового, но и в узком смысле как синоним политеизма славян.

Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из  индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило, Ярилиха) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокоша(ь), солнечное божество (Даждьбог), и некоторые другие.
В первой половине 1тысячилетия н.э. на религию славян оказали значительное влияние кельты и степное ираноязычное население (скифы, сарматы и аланы). Под воздействием кельтов находилось язычество заподного славяничества, в частности формировалась архитектура культовых построек. Некоторые исследователи предполагают кельто-славянские параллели между божествами Дагда и Даждьбог, а также Маха и Макоша. У ираноязычного населения славяне видимо заимствовали само слово «бог» (которое также имело семантику «доля», ср. «богатство», «убогий»), сменившее общеиндоевропейское обозначение для божества *divъ. Восточные славяне имели в своём пантеоне божеств предположительно иранского происхождения — Хорс, Семаргл и др.
Очень близки были верования славян и прибалтов. Это касается имён таких божеств, как Перун- Перкунас, Велес- Вельняс и, возможно, других. Немало общего также с германо-скандинавской мифологией- мотив мирового древа, наличие драконов и прочее.
При разделении праславянской  общности стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные региональные отличия. В частности, религия западных славян перед началом христианизации, очевидно, значительно отличалась от всех прочих.
При расселении восточнославянских племён в 6—9 вв (а русских — вплоть до 21века) мифологии их отдельных групп могли испытывать влияние мифологий финно-угорских, балтийских и тюркских народов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий