Открытки-«поздравишки» к празднику Пасхи
Поздравительные открытки стали привычным и
неотъемлемым символом праздников. До недавнего времени мы запасались ими
десятками ко всем праздникам, после они разлетались во все концы нашей
необъятной Родины. Многие семейные архивы хранят их во множестве и по
сей день. Не торопитесь от них избавляться, ведь в них целая история
вашей семьи, история нашей Родины. Не только со временем, но и сейчас
они могут показать и рассказать много интересного, стать увлекательным
иллюстрированным путешествием в прошлое, которое мы предлагаем совершить
вам вместе с нами.
Впервые официальное хождение почтовые карточки
получили в 1869 году на территории Австрии и предназначались для
посланий в несколько слов. В 1870 году во время франко-прусской войны
обер-почтмейстер Пруссии Генри Штеффан предложил ввести «открытое
письмо» на карточках, которые можно было бы посылать по почте без
конвертов. Но у неё была предшественница – поздравительная открытка.
Своим рождением она обязана христианскому празднику Рождества Христова.
Родиной поздравительной открытки была страна,
известная старыми богатыми традициями – Англия. Первую поздравительную
открытку придумал английский художник Джон Кэлтон Хосли по просьбе
своего друга, директора британского музея Генри Колда, которому надо
было поздравить многочисленных друзей и коллег с Рождеством. Так в 1843
году была отпечатана и раскрашена вручную первая поздравительная
открытка. На ней были изображены три символа: золото – богатство,
горящие свечи – свет разума, медовые пряники – достаток в доме. Вскоре
она завоевала всю Европу, а с 1871 года пришла в Россию.
До революции праздничные открытки –
«поздравишки», как их называли, относились к праздникам Рождества
Христова и Святой Пасхи, поздравляли с днем Ангела, в начале XX века
стали посылать поздравления с Новым годом.
Вначале выпуск поздравительных открыток был
государственной монополией. С 1894 года право на их распространение
получали частные лица, эту дату можно считать рождением «поздравишки»
как оригинального художественного жанра. Печатали их различные
издательства, в том числе редакции газет и журналоа и фотоателье, с
ними сотрудничали художники, в основном, это были безвестные
ремесленники. Но эскизами к «поздравишкам» не гнушались и известные
художники: Л. Бакст, Г. Нарбут, В. Щуко, И.Билибин, Е. Бем, Ф.Беренштам,
М.Добужинский, А.Остроумова-Лебедева, А. Бенуа и др. Как правило, они
подписывались внизу своих произведений. В этом творчестве принимали
участие даже царские особы. Обладая незаурядными художественными
способностями, Великая княгиня Ольга Александровна, сестра Николая II,
делала рисунки к «поздравишкам». Одни из первых красочные пасхальные
открытки были изготовлены литографическим способом в петербургской
печатне К.де Кастелли в конце XIX в.
Послужили «поздравишки» и делу
благотворительности. Одним из крупных заказчиков была община св.
Евгении. В апреле 1896 года в Петербурге было основано издательство
Евгениевской общины Красного Креста. Одни из первых поздравишек были
выпущены издательством общины. К Пасхе 1897 г. был приурочен её первый
издательский проект. По акварелям художника Н.Н. Каразина были
хромолитографированы 4 открытки: «Пахарь», «У часовни», «Тройка летом»,
«Весна». Через год появились открытки «Ласточки, летящие над водой» и
«Возвращение на тройке от заутрени с куличами и пасхой» этого же
художника. А с 1898 года издательство общины стало выпускать
художественные открытки, среди которых достойное место заняли
поздравительные открытки. Их издание встретило поддержку со стороны
многих художников того времени, в частности представителей группы «Мир
искусства». С 1902 года руководителем издательства и редактором стал
А.Н. Бенуа. Поэтому качество и художественные достоинства этих открыток
резко выделялись среди других. Их смело можно назвать шедеврами русского
печатного искусства. Коллекционеры и сейчас высоко ценят прекрасные
художественные издания общины. Полученные от реализации открыток финансы
шли на содержание общины и оказание медицинской помощи пациентам,
больницы и амбулатории, находящиеся в её ведении.
Выпускали их и другие
благотворительные общества. На обратной стороне открытки указывалось, в
пользу какого благотворительного общества была издана «поздравишка»,
доходы от продажи шли на дела благотворительности и милосердия.
В начале XX века спрос на «поздравишки»
становится все больше, что даже столичные предприятия не справлялись с
заказами, и их по эскизам русских художников стали издавать за границей в
Германии, Стокгольме, Париже и экспортировать из Европы.
Сюжеты пасхальных «поздравишек»
отражали символику христианского праздника. На открытках изображали
пасхальные яйца, ветки вербы и цветы, детей, птиц и зверей. На них
печатались четверостишья знаменитых поэтов и лаконичные поздравления с
праздником Святой Пасхи.
«Поздравишки» как оригинальный художественный
жанр имели свое лицо. Их сюжеты в основном складывались из символики
праздников, которым они были посвящены, другие являлись иллюстрацией
праздника в городе, деревне или в быту. Бытовая тематика открыток
обращалась к историческим сюжетам, напоминая о традициях XVII в.,
отдавалась дань и защитникам Отечества и, конечно же, не забыли и про
детвору. Сюжеты «поздравишки» были рассчитаны на разные вкусы и
социальные слои населения, они удовлетворяли спрос от царского двора до
российской глубинки. По сути, они отображали богатый традициями русский
христианский быт. Открытки являлись художественной иллюстрацией,
запечатлевшей для истории празднование Пасхи и пасхальные традиции.
Можно сказать, сложился своеобразный канон
«поздравишки». Открытка должна быть высокохудожественной и в тоже время
простой, яркой, веселой, как сам праздник. В наше время снова
возрождаются традиции нашей православной культуры, прерванной на
семьдесят лет. Отрадно, что пасхальная открытка как неотъемлемый символ
светлой Пасхи, возвращается в нашу жизнь. Продолжается традиция –
продолжается жизнь. Пасха – это праздник Воскресения, символ вечной
жизни. Сейчас, как в старые добрые времена разлетаются пасхальные
открытки, словно весенние птицы по всей святой Руси, неся пасхальную
радость: «Христос Воскресе!».
Санкт-Петербург
Открытки начала XX века из семейного архива автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий